16/11/2016

Студия иконописи

Иконописная студия при храме Знамения иконы Божией Матери в Кунцеве

iko2В нашем храме открыты бесплатные занятия по иконописи, которые помогают не только овладеть уникальным ремеслом, но и являются естественной формой духовного просвещения личности.

Что изучают наши ученики.

1.Освоение иконописной технологии.
(доска, грунт — левкас, золочение, приготовление минеральных красок на яичной эмульсии.)

2.Изучение основы иконописного рисунка.
(постановка руки, прориси, композиционная розетка)

3.Серия лекций в сопровождении иллюстративной мультимедийной презентации
(история Церкви и христианского искусства, иконографическая символика и канон, богословие иконы).

Византийская техника иконописи.

В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа, Богоматери, святых и пр. целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами мира сверхъестественного, существование которого утверждало христианство.

Отсюда — главные канонические требования к иконографии. образы на иконах должны подчеркивать их «духовный» , неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие. поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными. икона предъявляла специфические требования к отображению пространства и времени.

Техника иконописания сложна и своеобразна. Последовательность процесса писания иконы выработана вековой практикой древних иконописцев. Она почти всецело применяется и современными мастерами и изменению не подлежит, а потому начинающие иконописцы должны придерживаться ее со всей строгостью.

Начинающим иконописцам.

Приступающему к изучению техники иконного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви.

Иконопись — это не просто искусство, это искусство церковное.

Икона имеет греческое происхождение и означает в переводе «изображение», «образ». Икона — это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

Краткий порядок работы над иконой.

На доску с выбранным углублением — «ковчегом» наклеивается матерчатая основа «паволока»

Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас».

После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы.

Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона.

Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. Краска (яичная темпера на натуральном пигменте) в первую очередь накладывается на фоны, затем покрываются элементы пейзажа, растительность («тра́вы»), строения («пала́ты») и пр., а также одежды персонажей — всё, что составляет так называемое «доли́чное» на иконе.